"Малява" пленённого Кощея

Миллиардер Петр Авен обрушился на левые идеи

Не может не радовать полемика, которая развернулась вокруг опубликованной в журнале "Русский пионер" рецензии миллиардера, президента "Альфа-банка" Петра Авена на книгу "национал-большевика" Захара Прилепина "Санькя". Как часто бывает, в форме литературной дискуссии общество обсуждает важную общественную проблему. На этот раз ? новый курс России, обрисованный в "Стратегии?2020" и осуществляемый в антикризисных мероприятиях.

Казалось бы, так ли всё серьёзно? Многие балуются на досуге графоманией, иногда на вполне читаемом уровне. Большинство изданий с удовольствием публикует всё, что ни скажет или не напишет высокопоставленный или очень состоятельный человек. Однако Пётр Авен взялся за перо в самый разгар глобального кризиса, наверное, не от избытка досуга.

Деловой человек, остро чувствующий политическую ситуацию, в условиях кризиса может отвлечься на литературные пустяки, только когда уже "не может молчать", когда чувствует нутром: затронуты самые существенные интересы, да так, что проняло до печёнок. Эмоции выражены и умозаключения высказаны не по поводу творений Нобелевских лауреатов ? стихов Иосифа Бродского, книг Александра Солженицына, или хотя бы кинофильма "АдмиралЪ". А по поводу произведения, которое можно отнести к разряду "политической контркультуры".

Пётр Авен почти не касается литературных аспектов "Саньки", в основном ведёт полемику как раз по вопросам общественно-политическим. Сталкиваются антиподы, противоположные человеческие типы, мировоззрения, проекты общественного развития. Как если бы дореволюционный банкир Дмитрий Рубинштейн отрецензировал образ революционного рабочего Павла Власова из романа Максима Горького "Мать". Такая аналогия ? очень приблизительная, зато яркая.

"Санькя" ? история простого провинциального паренька Саши Тишина, который, родись он в прежние времена, вполне мог бы быть инженером или рабочим. Однако рыночные реформы разрушили отечественную экономику, подавляющее большинство населения было ограблено в ходе "шоковой терапии" 1992 года, приватизации 1993-95 годов и дефолта 1998 года. Общество оказалось расколотым на кучку жирующих олигархов и нищие, безработные массы, лишённые каких-либо перспектив в этой жизни.

Пётр Авен взялся за перо в самый разгар глобального кризиса, наверное, не от избытка досуга

Главный герой Саша Тишин приходит к выводу о том, что современный российский мир ужасен, и поэтому жить в нем нормальной, человеческой жизнью совершенно невозможно. Более того, преступно. Вывод герой Захара Прилепина делает в духе 11-го тезиса о Фейербахе Карла Маркса: мир этот надо менять. Естественно, силой. Прочитав умозаключения о "невозможности нормального существования" в таком мире и необходимости революции, Пётр Авен "чувствует даже не столько ненависть, столько брезгливое изумление", и не может сдержаться от повторения известной цитаты: "тут уже моя рука тянется к пистолету".

Неприязнь критика, естественно, переносится и на автора, Захара Прилепина, который так же, как и его литературный герой, является антиподом Петра Авена: "Я и мои друзья-буржуины стали для него и многих его друзей первейшими врагами, которых призывает мочить герой романа "Санькя". За то, что мы у них якобы что-то украли. Поломали им жизнь. Не дали стать инженерами или рабочими".

Бороться с литературным героем смешно, всерьёз полемизировать с писателем-"маргиналом" ? несерьёзно, поэтому главным объектом обличения Петра Авена становятся левые идеи. И былая практика их воплощения в СССР, и современное распространение во всём мире и в нашей стране: "Обсуждать нравственную порочность и социально-экономическую неэффективность подобных взглядов скучно. На эту тему уже написаны тысячи книг. Но этот вирус (левизны, разрушения, социализма) в большей части мира (отсталого во многом именно благодаря ему), кажется, непобедим".

Плох тот критик, который не выдвигает позитива, свою утопию в рецензии обрисовывает и Пётр Авен. Его положительные герои ? "коллеги по цеху", которые "эту свою успешность заслужили талантом, работой": "Мы ? я, во всяком случае ? ничего ни у кого не крали. И, извиняюсь за штамп, создаем тысячи рабочих мест. И стипендии платим ? в том числе будущим инженерам. И оправдываться нам-то как раз не за что". Нравственная опора ? буржуазные ценности, "чистые города, хорошие дороги, надежная медицина".

Враги ? толпы недовольных "лузеров", которым "неудовлетворенные амбиции, лень и страх" мешают пойти в священники или заняться благотворительностью. Вместо этого они вступают в левые партии и хотят переделать такой прекрасный мир, в котором им исключительно из-за собственной неполноценности живётся так плохо.

Следует отметить, что взгляды на жизнь, выраженные миллиардером Авеном в рецензии на книгу Прилепина, не оригинальны и обнародуются не впервые. Сам Авен нечто подобное говорил не раз, например, в интервью газете "Аргументы и факты" с характерным названием "Нищета ? не наша забота". Единомышленников у Авена немало, особенно среди "коллег по профессии", и время от времени они выдают в прессу что-нибудь созвучное.

Можно вспомнить интервью, данное в США русской радиостанции WMNB бывшим вице-премьером России, бывшим главой Госкомимущества России, президентом фирмы "Золотые горы" Альфредом Кохом. Прогноз будущего России ? сырьевой придаток, безусловная эмиграция всех людей, которые "могут думать", далее ? развал, превращение в десяток маленьких государств. Главная причина экономических бед страны ? homo soveticus, который работать не хочет, но при этом все время хочет хлеба и зрелищ. А чтобы отобрать у нас атомное оружие, достаточно парашютно-десантной дивизии. Однажды высадить и забрать все эти ракеты к чертовой матери.

Совсем свежий пример ? вечеринка на Международной выставке недвижимости MIPIM в Каннах, проводившаяся с поистине русским купеческим размахом, вином и шампанским стоимостью от € 600 за бутылку. "У кого нет миллиарда, могут идти в жопу", – так приветствовал гостей крупный бизнесмен, президент Mirax Group Сергей Полонский.

Миллиардер, как и его "коллеги по цеху", легко всё ставит с ног на голову

Почему же Пётр Авен вновь выступил с очередным идеологическим "манифестом" нового русского бизнеса? И мир, и Россия подошли к переломной точке, когда прежняя система мироустройства зашла в тупик. Человечество находится на распутье, ведётся мучительный выбор пути, по которому пойдёт мир. В этом смысл мирового кризиса, который углубляется и принимает системный характер. В час выбора вновь проясняется, что есть два класса людей с противоположными интересами: собственники-капиталисты и труженики, наёмные работники.

Капитал не един, в нём есть разные фракции. Так, во Второй Мировой войне буржуазные демократии США и Великобритании были союзниками СССР против фашистского блока Германии ? Японии. В наше время "умеренная" часть "мировой буржуазии" старается провести реформу, притушить противоречия, сделать международную экономику более справедливой. Примером таких намерений служит саммит G20.

Напротив, паразитические круги спекулятивного финансового капитала разрабатывают схемы ограбления целых регионов, которые позволили бы переложить всю тяжесть кризиса на чужие плечи, превратить целые страны и регионы планеты в доноров антикризисных программ, экспроприировать накопленные ресурсы. Как это уже было сделано при разрушении СССР. Среди потенциальных объектов и Россия – средства, накопленные в Стабилизационном фонде, запасы природных ресурсов.

Не всё просто и в нашей стране. Государство делает мощный "левый поворот", антикризисные меры осуществляются при сохранении социального характера государства. Не всем это у нас нравится. Потому-то вновь начинаются разговоры о противостоянии немногих "настоящих людей" ? крупных предпринимателей, "винеров" (winner), и толп никчёмных неудачников, "лузеров" (looser). Потому опять мы видим попытки шельмовать левые идеи и практику ? не только СССР, но, главным образом то, что намечено нынешним руководством России.

Пётр Авен, как и его "коллеги по цеху", легко всё ставит с ног на голову. Дескать, плодовитые "правые" созидают, а бездарные "левые" только знают что отнимать, делить и ломать. Впрочем, возможно, он и "сам обманываться рад", потому что бытие зачастую, действительно, очень сильно определяет сознание. В 1990-е олигархи получили за так от государства во владение системообразующие предприятия и даже целые отрасли экономики. А за схемы типа "залоговых аукционов" сегодня пришлось бы сесть за решётку всерьёз и надолго.

Память человеческая коротка, и олигархам естественно воображать, что железные дороги и энергетические системы, "Норильский никель", системы добычи и транспортировки нефти и газа были созданы не десятилетиями труда советского народа, а исключительно благодаря их фантастическим деловым талантам. И что с тех пор "советское наследство" гораздо больше проедали, чем преумножали и модернизировали.

То же самое и с левым мессианством, из-за которого, по мнению Авена, "мы потеряли сначала Финляндию и Польшу, позже – весь Советский Союз". Пётр Олегович, всё правильно с точностью до наоборот: СССР по итогам Второй Мировой войны осуществил в виде мировой системы социализма, в частности, многовековую мечту русских царей ? союз славянских (и не только) народов Востока и Юга Европы.

Именно либерально-рыночные реформы не только привели в 1991 году к разрушению СССР, но и поставили к концу 1990-х под угрозу территориальную целостность России. Напротив, интеграция нескольких бывших республик СССР начала реально осуществляться именно в рамках "левого поворота", начатого Путиным и Медведевым. Так вот, Пётр Олегович.

Существует иной сценарий развития страны, чем тот, что сформирован в "Стратегии-2020"

Рецензия Петра Авена на книгу Захара Прилепина, и полемика, которая её сопровождает ? очередной бой местного значения великой всемирной битвы смыслов. С одной стороны ? "золотой миллиард" в "мировом офисе", с другой ? "мировой трудящийся народ" Китая, Индии, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и т.д. Ещё есть "мировые безработные и люмпены" ? в Африке и странах ислама.

Россия - один из фронтов этой борьбы смыслов. По одну сторону ? финансовые спекулянты, нераскаявшиеся олигархи, коррумпированная бюрократия. По другую ? люди труда, которые своими усилиями и талантом создают материальные и духовные богатства, строят дома и дороги, предприятия и станки, прокладывают коммуникации, учат и лечат, делают открытия и творят произведения искусства.

Литературная критика Петра Авена показывает: существует иной сценарий развития страны, иной образ будущего, чем тот, что сформирован в "Стратегии-2020". В чём-то противоположный и по смыслу, и по методам реализации, и по неизбежным итогам. И при удобном случае он быстро и легко может оформиться и в идеологический манифест, и в какую-нибудь иную "стратегию" ? 2030, 2040, 2050...

В русских сказках встречается сюжет про пленного Кощея Бессмертного, закованного в цепи в глубоком подвале. Монстр жалобно стонет, просит напиться. Из жалости, по незнанию, ему дают воды ? и Кощей, вернув прежнюю мощь, рвёт цепи, похищает Василису Прекрасную и вновь начинает творить зло, сеять разрушения и смерть.

Ряд тезисов рецензии Петра Авена, успешного бизнесмена с большим политическим весом, чем-то похожи на "маляву" такого пленного Кощея.

Павел Былевский, Новая Политика - 26 ноября 2008